Шрифт «Пясняр»—современное прочтение почерка Янки Купалы

Все новости, Новые шрифты, TOP

Этот белорусский проект был очень радостно встречен публикой, но очень неприязненно воспринят местным дизайнерским сообществом. Почему так и где истина—попытаюсь разобрать где истина и в чём причина.

А истина лежит где-то посередине. Шрифт, воспроизводящий почерк знаменитого национального поэта (так подаётся «Piasniar») идея не новая. Можно вспомнить очень хороший проект по реконструкции почерка Тараса Шевченко. Именно с ним и придётся сравнивать «Песняра».

Screen Shot 2015-03-18 at 10.15.42 Screen Shot 2015-03-18 at 10.15.58

Знакомство с обоими проектами начинается с сайтов (точнее, даже с презентационных роликов), и они очень близки по тому, какое настроение задаётся. Хотя заметно, что подача белорусского шрифта очень сильно уступает, я бы не хотел сравнивать шрифты по их презентационным сайтам.

Техническая реализация

Screen Shot 2015-03-18 at 10.54.52

Шрифт доступен для скачивания по лицензии creative common. В пакете идёт txt-файл с сокращенным текстом лицензии и линком на полный текст, шрифтовый файл (формат TrueType Open Type .ttf) и jpg-изображение с подсказкой по установке шрифта. Выбор .ttf-формата здесь скорее случайность: TrueType-хинтовка есть только у нескольких знаков.

Синий значёк с буквой T—маркер TrueType хинтовки

Синий значёк с буквой T—маркер TrueType хинтовки

Местами в FontInfo «пустовато»

Местами в FontInfo «пустовато»

FontInfo шрифта заполнено частично, но критически важные данные указаны, поэтому работать будет.

Заметно, что заглавные выполнены гораздо более насыщенными штрихами. Скорее всего, эта ошибка вылезла из-за не совсем верно выбранного алгоритма работы над шрифтом

Заметно, что заглавные выполнены гораздо более насыщенными штрихами. Скорее всего, эта ошибка вылезла из-за не совсем верно выбранного алгоритма работы над шрифтом

Но вот качество проработки знаков пока (версия 1.0) очень низкое. Первое, на что обращаешь внимание, это разница в насыщенности строчных и прописных: последние значительно жирнее.

Контур пересекает сам себя и некоторые части до сих пор наложены, а не соединены в единую форму. Плюс разметка высоты строчных и нижних выносов не выставлена (на скриншоте строчная «у»)

Контур пересекает сам себя и некоторые части до сих пор наложены, а не соединены в единую форму. Плюс разметка высоты строчных и нижних выносов не выставлена (на скриншоте строчная «у»)

В шрифте много неслитых контуров: отдельные знаки так и остались разрозненным набором шейпов. С одной стороны, это не фатально, но рядовой пользователь это самостоятельно не поправит, а на распечатках области с наложениями оборачиваются белыми «пересечениями» составляющих фигур.

буква B вместо немецкого эс-цет, обратите на разные окончания штрихов у букв из одного шрифта

буква B вместо немецкого эс-цет, обратите на разные окончания штрихов у букв из одного шрифта

Пока в шрифте не предусмотрено стилистических или контекстных альтернатив, то есть каждый знак даётся в одной версии.

Количество точек пока избыточное. Похоже, что контуры переносились из векторного редактора

Количество точек пока избыточное. Похоже, что контуры переносились из векторного редактора

Качество контуров невысокое: количество точек избыточное. И, как уже упоминалось, шейпы не слиты в единый контур.

Художественная часть

Исходный образец почерка Янки Купалы

Исходный образец почерка Янки Купалы

Тот же фрагмент, набранный шрифтом Piasniar

Тот же фрагмент, набранный шрифтом Piasniar

Шрифт позиционируется как воспроизведение рукописного почерка Янки Купалы. При его разработке изучались архивные рукописи знаменитого белорусского поэта. О том, на сколько удалось приблизится к оригиналу вы можете посмотреть на сайте проекта: удобный слайдер до-после позволяет детально сравнить исходник и репродукцию.

И вот здесь авторам хочется задать очень много вопросов. Почему формы в шрифте так далеки от оригинальных? Почему баланс белого в исходных знаках абсолютно не учитывается в реконструкции? Почему с контрастом в воспроизводимых знаках не работали (по большей части шрифт написан равномерной по ширине линией)? Из предыдущего вытекает вопрос о том, почему исходное острое перо в руках Купалы заменили на кисть или маркер? Почему окончания штрихов очень сильно различаются в разных буквах?

На своих занятиях по типографике и шрифту, разбирая учебные работы, я не устаю повторять, что обычно в проекте всего лишь одна ошибка, а та масса «неправильных» решений, которые видны в результате—это следствие этой одной ошибки.

Единственная ошибка разработчиков—отсутствие в команде человека с каллиграфическим или шрифтовым бэкграундом. Он бы обратил внимание на те моменты, которые критично важны при реконструкции почерка.

Вывод

Как первый шрифт—работа не так уж и плоха. Рукописный шрифт достаточно сложная тема. Поскольку шрифт бесплатный, то и задача у него—привлечь внимание к авторам и ресурсу, через который он распространяется. Это несомненно удалось (обратите внимание, что планируется некий магазин). Пока шрифт скорее подходит для отдельных слов, даже не заголовков или надписей.

Как реконструкция почерка Янки Купалы—работа не выдерживает критики. Очень далёк получившийся шрифт и по строению знаков, и по выбору инструмента для письма. Как результат—совсем другой почерк.

Но, как сказал мой хороший друг, украинский дизайнер шрифта Андрий Шевченко: «але рукопис Пісняра заслуговує на серйозніший підхід до проєкту. сподіватимусь на версію 2.0 )». И я с ним согласен. Тема выбрана хорошая, налажена связь с музеем Янки Купалы. Осталось дело за тем, чтобы добавить в команду человека с каллиграфическим бэкграундом и нарисовать версию 2.0, а если нужно, то и 3.0.

Алексей Коваль

Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s