Большое интервью: Сергей Рассказов

Вдохновение, Все новости, Интервью, Обучение, Правила верстки, Создание шрифтов

Я хочу вас познакомить с питерским дизайнером, типографом Сергеем Рассказовым. Мы познакомились в 2013 году на «Серебре набора» и с тех пор поддерживаем связь. Повод для этого интервью—открытие первого набора в Школу Сергея Рассказова. Но обо всём по порядку.

typography.by:
Добрый день. Сергей, как ты обычно представляешься перед аудиторией?

100x100rasskazovСергей Рассказов:
— Обычно не люблю рассказывать о себе и каждый раз что-нибудь новое импровизирую.

По профессии—графический и шрифтовой дизайнер, типограф. Специалист по брендингу и информационному дизайну. По призванию—преподаватель. Я преподаю различные дизайн-дисциплины, провожу собственные курсы, курирую и формирую различные образовательные программы. И вот, наконец, могу сказать, что я основатель своей Школы.

Ты достаточно рано начал. А как ты пришёл к буквам? Может, есть какие-то детские воспоминания, связанные со шрифтом?

—Да, в детстве меня окружали всего две книги по искусству и это были книги «Шрифты для художников-оформителей» Кликушина 1984 года и «Шрифт в наглядной агитации» Снарского ещё 1978 года издания. В детстве шрифты меня не интересовали. В первой я сушил гербарий, а во второй лежал трафарет с профилем Ленина, вырезанный мамой в пионерские годы. Ради такого дизайнерского объекта я часто доставал большущий (для маленького меня) альбом Снарского и мне постоянно попадались таблицы со шрифтами, на которые я смотрел с благоговением, но совсем ничего в них не понимал. Наверняка они оказали какое-то влияние на подсознательном уровне.

Нуруллин Филипп, ленточная антиква «Кардамон». Дипломная работа студентов на расширенном курсе по шрифту и типографике Сергея Рассказова (3 недели) — начало 2014 года

Нуруллин Филипп, ленточная антиква «Кардамон». Дипломная работа студентов на расширенном курсе по шрифту и типографике Сергея Рассказова, начало 2014 года

Нуруллин Филипп, ленточная антиква «Кардамон». Дипломная работа студентов на расширенном курсе по шрифту и типографике Сергея Рассказова (3 недели) — начало 2014 года

Нуруллин Филипп, ленточная антиква «Кардамон». Дипломная работа на расширенном курсе по шрифту и типографике Сергея Рассказова, начало 2014 года

Серьёзно к буквам пришёл в первые годы своей профессиональной дизайнерской карьеры. В далёком 2006 году мне подарили книгу Дмитрия Петровского «Зримый глагол» о шрифтовом дизайне. Тогда не было ни книги Корольковой, ни Брингхёрста. Вообще практически ничего не было и любая даже маленькая книга оказывала глубочайшее влияние. Мне повезло, что эта книга была о шрифтах. К тому же в «Зримом глаголе» было отражено неравнодушное отношение автора к кириллице и русскому дизайну, которое очень точно совпало с моими взглядами. Тогда я твёрдо решил связать свою профессию со шрифтовым дизайном.


Путь был очень долгим и непростым.
Спустя несколько лет я увидел, что он мог быть короче
и эффективнее. Потому решил посвятить себя тому,
чего в свой время сам был лишён — развитию качественного шрифтового образования.

10951071_10205744407360484_1905651408_o

На тот момент со шрифтами в своих проектах работали совсем немногие. Чьи работы тебя вдохновляли тогда? Чьи сейчас?

—Самое яркое шрифтовое впечатление того времени—конечно журнал Esquire, когда в нём арт-директорствовал Дима Барбанель. Под его руководством Юрий Гордон создавал невероятное множество шрифтовых композиций. С тех пор я не видел где-либо такой концентрации стилей и ходов. Думаю, что барбанелевский Esquire значительно повлиял на дизайнеров и дал толчок современному всплеску шрифтовой культуры.

Развороты журнала Esquire после редизайна под руководством Димы Барбанеля. Больше—на сайте dimabarbanel.com

Развороты журнала Esquire после редизайна под руководством Димы Барбанеля. Больше—на сайте dimabarbanel.com

Что вдохновляет сейчас, сложно сказать однозначно. Казалось бы стало много всего: и книг, и авторов, и мероприятий. Но яркости в типографическом мире становится всё меньше—поблёкли на фоне усилившегося шрифтового шума и проходных шаблонных работ, следующих за трендами.

В своё время меня вдохновляла Вера Евстафьева с её «Амальтой». Сейчас Мария Дореули с «Химерой». Я люблю свежие и живые авторские идеи. Так же меня вдохновляют талантливые ребята новой волны, особенно из регионов, которые своими силами с головой погружаются в мир шрифта и выдают очень достойные результаты.

А еще большее количество имён из мира шрифтов фигурирует у тебя в списке приглашённых преподавателей Школы. Очень впечатляет: почти все те, кто сейчас на слуху в шрифтовом дизайне в России. Я так понимаю, эти люди тоже в чём-то вызывают восхищение?

Список преподавателей Школы Сергея Рассказова на 2015 год

Список преподавателей Школы Сергея Рассказова на 2015 год

Список гостей курса шрифтового дизайна-2015 Школы Сергея Рассказова

—На самом деле с подбором преподавателей история сложнее.

Во-первых, человек должен уметь «давать», а не просто быть на слуху и вызывать восхищение. Известные дизайнеры могут привлечь к курсу внимание, но такой цели не было.


Мне нужны студенты, которые придут на курс
за результатом, а не модным именем.

Но в составе получилось собрать много «имён». Экспертный состав формировался из людей, в полезности которых я был уверен на 100%. В том числе такие столпы шрифтового мира, без которых просто невозможен курс по шрифтовому дизайну, вроде Тагира Сафаева, Юрия Гордона, Юрия Ярмолы и других…

Во-вторых, важен широкий охват мнений и компетенций. Я стараюсь умышленно сочетать специалистов с различными, порой противоположенными, взглядами и подходами. Рядом соседствует суровая консервативность и живая инновационность. Очень важно, чтобы студенты вышли из Школы с широко раскрытыми глазами, а не прищурившись в одну точку.

Список гостей курса шрифтового дизайна-2015 Школы Сергея Рассказова

Список гостей курса шрифтового дизайна-2015 Школы Сергея Рассказова

В-третьих, к сожалению, некоторые эксперты недосягаемы. Из-за занятости, расстояния или отрицательного опыта участия в других курсах. Доверие последних мне ещё предстоит завоевать и тогда состав курса украсится ещё несколькими важными именами.

А есть ли прообраз у Школы? Или есть какие-то моменты, которые ты привносишь или планируешь заимствовать у других школ?

—У Школы больше антиподов, чем примеров для подражания.

Это и стандартная государственная система образования, которая на несколько шагов отстаёт от современных потребностей. И бесчисленные курсы, интенсивы и интенсивчики с громкими названиями, возникшие на фоне недообразованности дизайнеров. На которых студенты часто получают «ничто» в красочной упаковке. Хорошо хоть, такие курсы часто разжигают интерес, который может стать основой для серьёзного обучения.


Школа возникла на основе моего идеала правильного образовательного учреждения,
того, чего мне самому не хватало.

Для этого в основу Школы я заложил принципы и идеологию направленные на результат, а не для получения прибыли.

Мария Мизерницкая, брусковый шрифт «Сибирь». Дипломная работа студентов на расширенном курсе по шрифту и типографике Сергея Рассказова (3 недели) - начало 2014 года

Мария Мизерницкая, брусковый шрифт «Сибирь». Дипломная работа на расширенном курсе по шрифту и типографике Сергея Рассказова (3 месяца курс из них 3 недели на дипломный проект), начало 2014 года

Самый большой пример для подражания — Дмитрий Карпов из Британки. За его делом я наблюдаю, сколько себя помню. Вообще по интенсивности нагрузки и динамике обучения я равняюсь на Британку. Это единственное образовательное учреждение из известных мне, где не жуют сопли.

В Школе студенты, преподаватели и эксперты—часть целого, единой образовательной экосистемы. Процесс обучения наполнен интерактивными и игровыми заданиями, работой в команде и постоянным выдёргиванием из зоны комфорта. В этом плане меня многому научили: Аня Холина и Катерина Тульская.

Николай Недашковский, узкий гротеск «Неширокер»—Дипломная работа на расширенном курсе 2014 года, руководитель Сергей Рассказов

Николай Недашковский, узкий гротеск «Неширокер»—Дипломная работа на расширенном курсе 2014 года, руководитель Сергей Рассказов

В Школе я планировал проведение консультационных встреч с экспертами, которые будут направлять и помогать студентам не сбиться с пути. Как я недавно узнал, подобный формат практикуется на курсе Ильи Рудермана.

Во время обучения на курсе, студенты часто будут работать над реальными проектами, с живым заказчиком, а не штамповать пустые упражнениями в стол. Потому прямо сейчас я занят в первую очередь поисков не спонсоров, а партнёров, которым студенты Школы смогут принести реальную пользу. Ну а работа над реальными заказами практикуется в любом нормальном учебном заведении.

«Баловень»—еще один дипломный проект расширенного курса 2014 года, созданный под руководством Сергея Рассказова

«Баловень»—еще один дипломный проект расширенного курса 2014 года, созданный под руководством Сергея Рассказова

—Любое начинание такого масштаба неизменно сталкивается со скепсисом. Школу как-то комментируют?

—Пока что Школу и первый курс Шрифтового дизайна я никак перед широкой аудиторией не анонсировал. О ней знают только в узких профессиональных кругах, хотя информация о Школе распространается в геометрической прогрессии путём сарафанного радио. Пока я слышу только слова поддержки, а заявки на курс уже превысили количество мест. Из них я отобрал первых пятерых студентов.

Елена Подушка, ленточная антиква «Юнона». Дипломная работа студентов на расширенном курсе по шрифту и типографике Сергея Рассказова (3 недели) — начало 2014 года

Елена Подушка, ленточная антиква «Юнона». Дипломная работа студентов на расширенном курсе по шрифту и типографике Сергея Рассказова (3 недели) — начало 2014 года

Все профессиональные дизайнеры понимают важность и необходимость появления серьёзных образовательных учреждений, появления Школы и с воодушевлением воспринимают такие новости. Предлагают помощь, и поддержку, желают успеха. Пока, были лишь сомнения пары экспертов, которых я уже упомянул.

Я собираюсь поднять планку образования на новый уровень, показать что это возможно. Чтобы вместо скептиков, появлялись последователи и подражатели.

—Достойная задача! От всей души желаю удачи! Что бы ты напоследок пожелал тем, кто только открывает для себя типографику?

—Спасибо за пожелания и интересное интервью, Алексей.
Если при знакомстве с типографикой вам стало интересно, вы раскрыли глаза и увидели вокруг себя шрифтовой многообразие—не останавливайтесь. Не бросайте разожженный интерес после прочтения книги, статьи или мастер-класса. Продолжайте! И тогда впереди вас ждёт насыщенный шрифтовой мир, в котором вы обязательно найдёте своё место.

Кристина Николашина, узкий гротеск «Высота». Дипломная работа студентов на расширенном курсе по шрифту и типографике Сергея Рассказова (3 недели) — начало 2014 года

Кристина Николашина, узкий гротеск «Высота». Дипломная работа студентов на расширенном курсе по шрифту и типографике Сергея Рассказова (3 недели) — начало 2014 года

Кристина Николашина, узкий гротеск «Высота». Дипломная работа студентов на расширенном курсе по шрифту и типографике Сергея Рассказова (3 недели) — начало 2014 года

Кристина Николашина, узкий гротеск «Высота». Дипломная работа студентов на расширенном курсе по шрифту и типографике Сергея Рассказова (3 недели) — начало 2014 года

Шрифт развивает все требуемые дизайнеру навыки (чувства пропорции, композиции, гармонии, баланса; глазомер, перфекционизм, самоорганизованность, упорность и умение доводить проекты до конца). Что делает дизайнера на голову выше и незаменимее для любого работодателя. Ведь шрифт—это вершина графического дизайна.

Сайт Школы Сергея Рассказова: www.school.rs

Интервью брал Алексей Коваль

Сергей Рассказов
С 2009 года провёл 20 авторских курсов по шрифту, типографике, брендингу, информационному дизайну и инфографике для 500+ студентов.
В 2012 г. работал арт-директором журнала i see
В 2013–2014 г. курировал образовательные программы центра дизайна и урбанистами Make it. Проводил курсы в Game|ChangersMiroedova SchoolDivina HarmoniaEpics Skills.
В 2015 г. открыл свою Школу

Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s