Илья Рудерман о программе «Шрифт и типографика» в Британке

Все новости, Интервью, Обучение, Создание шрифтов

Куратор программы «Шрифт и типографика» Илья Рудерман о том, как знание шрифта помогает карьере дизайнера, для чего в программе курса появится гравировка по камню и что ждет студентов на вступительных испытаниях.

О современной типографике

Современная типографика вышла за пределы плакатов, книг и журналов – она живет в мире веба и интерфейсов. Мы не учим студентов верстке изданий и созданию никому не нужных плакатов. Знания о швейцарской и голландской типографике ХХ века можно почерпнуть и из открытых источников. Я же пытаюсь отбросить все то, чему человек может научиться самостоятельно, и использовать в наших занятиях лишь уникальную информацию.

О потенциальных студентах

Курс предназначен как для начинающих, так и для тех дизайнеров, кто хочет повысить свой уровень профессионализма. Как правило, основная масса абитуриентов – это графические и интерактивные дизайнеры, веб-дизайнеры и дизайнеры инфографики. Они уже являются сложившимися профессионалами, но это не мешает им узнавать массу нового и полезного и впоследствии получить шанс для мощного карьерного скачка.

Курс не нацелен на то, чтобы сделать из слушателей шрифтовых дизайнеров. Наша главная задача – дать студентам уникальные знания и умения, которые по каким-то причинам не были ими получены в вузах. Шрифтовых знаний и навыков не бывает слишком много. Человек может быть великим промышленным дизайнером, но я уверен, что если бы он закончил курс «Шрифт и Типографика», то стал бы еще круче.

Самое интересное, что нигде в другом месте научиться этому невозможно, потому что ни одно учебное заведение, кроме нашей Школы, в достаточной мере шрифту не учит, а боязнь шрифта и неумения контролировать форму свойственна всем нам. Все наши выпускники благодарят нас за то, что мы помогли им расширить горизонты профессии, выйти за рамки стандартных знаний и, как следствие, вырасти в профессиональном отношении. Поверьте, это самый лучший комплимент для преподавателя.

О вступительных испытаниях

Чтобы к нам поступить, нужно сдать один единственный экзамен – пройти собеседование. В ходе этой процедуры я задаю конкретные вопросы, с помощью которых пытаюсь понять, не ошибся ли абитуриент дверью, выяснить, что наше направление – это именно то, что ему нужно.

Раньше я был гораздо строже и принимал на курс далеко не всех желающих. Чтобы поступить, требовались знания и умения в области дизайна шрифта. С недавнего времени мы увеличили продолжительность программы до двух лет: сначала студенту необходимо получить базовый уровень знаний, а затем перейти на продвинутый. Благодаря такой системе поступить к нам смогут почти все желающие.

Зачастую на собеседовании складывается неверное впечатление о поступающем – часто портфолио оказывается по каким-то параметрам слабым, не соответствующим потенциалу студента. Поэтому я запретил себе делать выводы на основе собеседования. Единственная задача этого мероприятия – дать понять человеку, куда он попадет, узнать, зачем ему это нужно, и объяснить, на что ему придется потратить, как минимум, год жизни.

О программе курса

В течение первого года мы преподаем историю предмета, уделяем много времени каллиграфии. Студенты создают шрифты, которые позволяют проявить креативность, поработать в разных стилистиках и не переживать по поводу текстовости и читабельности.

Основная задача учащихся в первый год – разработать как можно больше гарнитур. Именно количество является основным критерием их итоговой оценки. Так мы пытаемся научить слушателей мыслить шрифтами и решениями, которые можно распространить на всю кассу – все буквы всех алфавитов.

Второй год обучения – это уже продвинутый уровень. В группу попадают самые талантливые, наиболее способные студенты, и работа с ними становится совершенно другой. С первых дней второго года каждый студент начинает работать над своим дипломным проектом.

И хотя количество создаваемых шрифтов значительно уменьшается, каждый из них требует гораздо большего внимания и усердия. В этом случае основным критерием оценки становится уже не количество, а качество проделанной работы.

Об авторитете преподавателей

Многие абитуриенты боятся, что в процессе обучения из-за постоянного контакта с авторитетными преподавателями они лишатся собственного стиля. Спешу заверить: ничего подобного на нашем курсе не происходит.

Все наши педагоги – профессионалы, причем они не являются представителями какой-то конкретной эстетической школы. Каждый из нас имеет собственную позицию и независимый взгляд. Мы постоянно спорим, ведь только в такой позитивной дискуссии рождается что-то хорошее.

Курс «Шрифт и Типографика» в Британской высшей школе дизайна ни в коем случае не является авторской площадкой Ильи Рудермана. Напротив, это площадка каждого из студентов, каждого педагога, это место, где мы пытаемся помочь студентам получить новые знания, не растерять старые и развить себя самого. Такой подход мне представляется единственно верным.

Меня не интересуют вопросы вкуса. Наша преподавательская команда ценна для студентов не своими вкусовыми и стилистическими представлениями. Молодежь ориентируется в тенденциях гораздо лучше нас. Но в области шрифта и типографики есть вещи, которые требуют тренированности глаза, фундаментальных исторических знаний. Именно этим мы и делимся со студентами.

Об изменениях в программе

Каждый год в курсе что-то меняется, хотя основа программы и все ее положения остаются неизменными. Мы постоянно оттачиваем навыки, иногда меняем преподавателей, поэтому какие-то небольшие изменения неизбежны. Но могу сказать точно, что вне зависимости от года, обучение на курсе «Шрифт и Типографика» – это интересно, интенсивно и креативно.

Студентов ждет много приятных сюрпризов. В новом учебном году наши занятия должен посетить Кристиан Шварц, шрифтовой дизайнер с мировым именем, сооснователь студии Commercial Type. Скорее всего, его визит пройдет в формате одного или серии мастер-классов.

Еще одно нововведение этого года – блок занятий гравировки по камню. Работа с этим материалом – очень полезное упражнение, оно учит терпению и усердию при разработке шрифта. Ведь иногда на создание одной засечки может уйти несколько дней.

О высшей цели

Самое главное – с помощью шрифта можно починить мир. Визуальная действительность вокруг нас, окружающее нас пространство по большей части ужасны и недружелюбны, вызывают у нас боль. Но, к счастью, это все поправимо. Мой план починки мира состоит в курсе «Шрифт и Типографика». Схема проста: сначала студенты меняют свое отношение к мирозданию, а потом меняют и саму окружающую действительность, делая мир вокруг нас красивее, лучше и добрее.

Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s